Руководство командой разработчиков программного обеспечения

       

Изменение жизненной парадигмы


Одновременно со сменой общественно-экономической формации происходит изменение жизненной парадигмы человека. В индустриальном обществе человек сначала учился, чтобы хорошо работать, а потом старательно работал, чтобы счастливо жить. В постиндустриальном обществе нет больше разницы между учебой, работой и жизнью. Это один неразрывный процесс. В центре жизнь, а не карьера, учеба или семья. Делай то, что ты любишь! Или, в крайнем случае, полюби то, что делаешь. Делай то, к чему у тебя есть талант, что у тебя получается лучше других, и докажи, что это нужно всем.

Сегодня наши знания устаревают быстрее, чем мы успеваем отпраздновать окончание учебного заведения. Обучение — это процесс, который длится теперь всю жизнь. Жизнь — это вереница проектов и великих начинаний. Чем эффективней этот процесс, тем более счастлив человек. Абрахамсон Маслоу один из основоположников гуманистической психологии утверждает , что «каждый из нас имеет импульс к самосовершенствованию, к более полному воплощению наших возможностей в действительность, к самоактуализации, или к полной человечности, или к самоосуществлению». Более того, он уверен в том, что сегодня только самоактуализирующиеся люди могут считаться полностью психологически здоровыми. Эйнштейн как-то заметил, что тот, кто ощущает свою жизнь, лишенной смысла, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен.

Постиндустриальное общество — это в первую очередь эпоха возможностей. Сегодня поступки и жизнь человека определяют не внешние обстоятельства, как учили психологи-бихевиористы, и не биологические потребности, из которых психоаналитики основное внимание уделяли сексуальной потребности. Жизнь современного человека управляется «экзистенциальными потребностями» . Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни В. Франкл считает врожденной мотивационной тенденцией, присущей всем людям и являющейся основным двигателем развития личности. «Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни — жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него — не словами, а действиями. Смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности, именно поэтому он выступает для человека как императив, требующий своей реализации!»

«Быть», а не «обладать», становится сегодня главной жизненной целью. Творческое бытие — это собственное созидание ценностей своей жизни; это гибкое единство, последовательность, цельность и открытость в отношениях с собой и другими; это жизнетворчество и духовное меценатство. Творческое бытие требует мужества, «смелости быть», а так же воли для преодоления трудностей и своих слабостей.



Содержание раздела