Руководство командой разработчиков программного обеспечения


Гуманистическая теория мотивации


Управлять людьми — значит побуждать их к правильным действиям. А побуждать их можно, только управляя мотивами. Согласно теории мотивации для того, чтобы человек совершил какое либо действие он должен испытывать некую потребность и предполагать, что, выполнив это действие, он в той или иной степени эту потребность удовлетворит. Поэтому управление мотивами осуществляется, как правило, в двух направлениях: 1) формирование правильных потребностей; 2) формирование правильной оценки степени их удовлетворения.

Команда успешного проекта это команда победителей. Успешный проект должен сделать победителем всех его участников . Рассматривайте работу команды над проектом как кооперативную игру с ненулевой суммой, в которой каждый участник, стремится к достижению своих личных целей, продвигая проект к успеху.

Существуют десятки различных теорий мотивации. Наилучшим образом накопленный опыт организации креативных людей «лег» на постулаты экзистенциальной и гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, и др.). На мой взгляд, эффективный программист — это самоактуализирующаяся личность, для которой необходима метамотивация . Об этом же пишет Э. Йордан : «Деньги, выгода, комфорт и тому подобное являются факторами «гигиены» — их отсутствие вызывает неудовлетворенность, однако они не могут заставить людей полюбить свою работу и дать им необходимые внутренние стимулы. Что действительно может дать такие стимулы, так это ощущение значительности достигнутых результатов, гордость за хорошо выполненную работу, более высокая ответственность, продвижение по службе и профессиональный рост — все то, что обогащает работу». О том же 35 лет назад писал Вейнберг : «Творчески работающему программисту присуща глубокая внутренняя мотивация».

Работа А. Маслоу «Мотивация и личность» была впервые опубликована в 1954 году и долгое время не переводилась на русский язык. Именно в ней была сформулирована иерархическая теория потребностей, выстраивающая пирамиду с основанием из базовых нужд и с потребностью в самоактуализации на вершине (Таблица 15).




Начало  Назад  Вперед