Руководство командой разработчиков программного обеспечения


Коммуникации - часть 2


Имеет смысл, если собеседник сам осознает необходимость такого подхода.
  • Подтверждение, поддержка, поощрение. Мы сообщаем собеседнику, что слышим и понимаем его. Мы информируем собеседника о том, что разделяем и поддерживаем его мнение, действия.
  • Распоряжение или приказ. Силовой тип коммуникации в духе «выиграл/проиграл». Разрушительно действует на доверие. Эффективность будущего взаимодействия сильно снижается. Допустимо применение только в критических ситуациях.

    Четкое понимание цели обеими сторонами — необходимое условие достижения эффективности.

    Эффективность коммуникации сильно зависит от способа, которым мы ее осуществляем. Алистер Коуберн приводит график (Рисунок 1), который демонстрирует резкое снижение эффективности коммуникации при переходе от личного общения «глаза в глаза» к другим способам общения.


    Рисунок 1. Зависимость эффективности коммуникации от способа ее осуществления

    Наиболее эффективно происходят коммуникации в случае, когда люди находятся вместе в одной небольшой комнате. Поэтому, на мой взгляд, 5–7 человек оптимальный размер для эффективной команды.

    По оценкам экспертов в области общения:

    • только 10% информации передается через слова;
    • 30% передается через интонацию;
    • 60% — через язык мимики и жестов (а может быть еще через что-то, что, например, не передает телевизионное изображение).

    Умение распознавать и правильно интерпретировать невербальные знаки, с помощью которых передается большая часть информации, один из обязательных навыков эффективного общения. Настоятельно рекомендую книгу Алана Пиза для более глубокого изучения данного вопроса. К наиболее распространенным невербальным сигналам, которые вольно или невольно может подавать ваш собеседник, относятся следующие (Таблица 9).

    Таблица 9. Интерпретация невербальных сигналов

    Сигнал

    Интерпретация

    Размещение во главе стола, высокое кресло. Стремление к доминированию.
    Переговоры, сидя напротив по разную сторону стола. Противостояние.
    Скрещение рук, ног. Оборона.
    Сжатые кулаки. Наклон головы вперед. Взгляд исподлобья. Взгляд прямо в глаза. Учащенное дыхание. Губы напряжены, часто сжимаются. Агрессия.
    Стремление прикрыть рот (или, возможно, замаскированный жест: почесать нос, разгладить усы, коснуться кончика губ). Взгляд в сторону. Покраснение лица. Не уверенность в своих словах. Ложь.
    Прикосновение к глазу, уху. Недовольство тем, что видим или слышим.
    Наклон корпуса вперед. Взгляд в переносицу. Заинтересованность.
    <


    Начало  Назад  Вперед



    Книжный магазин